Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

балакирев милий ал

Гуманитарный словарь

БАЛА́КИРЕВ Милий Ал. (1836-1910) - композитор, пианист, дирижер, муз.-обществ. деятель, глава "Новой рус. муз. школы" (т. н. "Могучей кучки"). Организатор и руководитель Бесплатной муз. школы (совм. с Г. Я. Ломакиным, 1862-73 и 1881-1908). Гл. дирижер Рус. муз. об-ва (1867-69), дир. Придворной певч. капеллы (1883-94). Оказал большое влияние на формирование членов "Могучей кучки" - А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, сохранив на протяжении жизни верность эстетич. и творч. идеалам содружества. Уделял значит. внимание пропаганде произв. рус. музыки, в частности, дирижировал в Праге операми М. И. Глинки "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила" (1867), позднее редактировал его произв. (совм. с Римским-Корсаковым, 1877, совм с С. М. Ляпуновым, 1902). Музыку Б. отличает стремление к созданию произв. национально-определенных, тесно связанных с фолькл. традициями. В его соч. наряду с рус. крест. песенностью широко претворен муз. материал народов Кавказа, интонации польской, испанской, чешской музыки. Созданные Б. сб-ки рус. нар. песен - первые классич. образцы фольклорных обработок ("40 рус нар. песен для голоса с фп.", 1866; "30 рус. нар. песен для фп. в 4 руки", 1898). Осн. произв. Б. написаны в жанрах программной симфонической и фп. музыки. Выделяются соч., построенные на нар. песнях ("Увертюра на темы трех рус. песен", окончат. ред. 1881, симфонич. поэма "Русь", окончат. ред. 1907), соч. красочно-изобразит. типа (симфонич. поэма "Тамара", 1882), соч., связанные с разработкой определ. сюжета (увертюра к трагедии Шекспира "Король Лир", окончат. ред. 1905). Один из первых рус. композиторов, создавших виртуозные фп. произв. концертного стиля (фантазия "Исламей", 1869, фп. транскрипции и переложения). Обращался к жанрам камерно-вокальной музыки, лучшие из к-рых написаны на стихи Лермонтова ("Отчего", "Слышу ли голос твой"), Кольцова, Фета и др.

Лит.: Кандинский А. Симфонич. произв. Балакирева. М., 1960; М. А. Балакирев. Иссл., статьи. Л., 1961.; М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества. Л., 1967.

М. А. Балакирев

М. А. Балакирев

Полезные сервисы

балакирев милий алексеевич

Энциклопедический словарь

Бала́кирев Милий Алексеевич (1836/1837 - 1910), композитор, пианист, дирижёр. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862, совместно с Г. Я. Ломакиным) и руководитель (1868-73 и 1881-1908) Бесплатной музыкальной школы (Санкт-Петербург). Дирижёр Императорского Русского музыкального общества (1867-69), управляющий Придворной певческой капеллой (1883-94). 2 симфония (1897, 1908), «Увертюра на темы трёх русских песен» (1858; 2-я редакция, 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепьяно «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен и др.

* * *

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич - БАЛА́КИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37-1910), композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА), один из основателей (1862) и руководитель (1868-1873 и 1881-1908) Бесплатной музыкальной школы (см. БЕСПЛАТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА). Дирижер Русского музыкального общества (см. РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО)) (1867-1869), управляющий Придворной певческой капеллой (1883-94). «Увертюра на темы трех русских песен» (1858; 2-я редакция 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен.

Большой энциклопедический словарь

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37-1910) - композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава "Могучей кучки", один из основателей (1862) и руководитель (1868-73 и 1881-1908) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867-69), управляющий Придворной певческой капеллой (1883-94). "Увертюра на темы трех русских песен" (1858; 2-я редакция 1881), симфонические поэмы "Тамара" (1882), "Русь" (1887), "В Чехии" (1905), восточная фантазия для фортепиано "Исламей" (1869), романсы, обработки русских народных песен и др.

Энциклопедия Кольера

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1837-1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной "Пятерки" - "Могучей кучки" (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в. Балакирев родился 2 января 1837 в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев - просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М. И. Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку - народную и церковную, на русские сюжеты и тексты. "Могучая кучка" сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. "Могучая кучка" как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу - в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества, но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 - управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов). Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому Королю Лиру (1858-1861), симфонические поэмы Тамара (ок. 1882), Русь (1887, 2-я редакция 1907) и В Чехии (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию Исламей (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой - на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 29 мая 1910.

ЛИТЕРАТУРА

М. А. Балакирев: Исследования. Статьи. Л., 1961 Балакирев М. А. Воспоминания и письма. Л., 1962 М. А. Балакирев: Летопись жизни и творчества. Л., 1967

Полезные сервисы